Глеб Самойлов и Александр Ф. Скляр готовят совместный концертный проект по песням Александра Вертинского
Программа рассчитана на полтора часа. Жанр — музыкально-драматическое действие для двух героев и акустического состава музыкантов. Музыкальное сопровождение проекта составят акустический рояль, контрабас, струнный квартет и баян, на котором сыграет Рушан Аюпов. Специальный гость программы — оперная певица Алеся Маньковская. Проект будет разовым.
Самойлов был давним поклонником певца, ставшего символом русского декаданса: «Первой песней Вертинского, что я услышал, был «Белый пароходик». У меня абсолютно снесло крышу, потому что песня мистическая, запредельная и мрачная. Как раз такая, как мне и хотелось. Я считаю, что творчество Вертинского – это предтеча рока. Не русского, а рока вообще. Я вижу в нём истоки множества течений, которые появились в XX и XXI веках: он первый психоделик, первый гот, первый эмо, первый социальный певец, первый панк. Когда мы с Сашей Скляром решили сделать этот проект, для меня это было преодолением себя. В отличие от Скляра, который пробовал себя в разных жанрах, я до этого пел со сцены только собственные песни. А спеть что-то чужое, то, что тебе очень нравится, причём так, чтобы ты сам в это поверил, – очень тяжело».
Премьера музыкального спектакля «Ракель Меллер – прощальный ужин» состоялась в Центральном доме художника 1 декабря 2005 года. Помимо Самойлова и Скляра в нём участвовали оперная певица и жена Ильи Кормильцева Алеся Маньковская, классический пианист Александр Белоносов и струнный секстет. Артисты не пытались подражать Вертинскому, они преподносили зрителям собственную версию песен почти вековой давности. Спектакль встретили неоднозначно. «У любителей творчества Вертинского отношение к моей интерпретации его песен было очень отрицательное, – жаловался Глеб. – Говорили, что мне надо запретить петь, завязать рот, выколоть глаза». Занятость исполнителей в собственных группах не давала возможности играть «Ракель Меллер» часто. Спектакль показали лишь в крупнейших городах России, Киеве и Минске.
Костюмы к «Ракель Меллер» делали молодые дизайнеры Марина Эндоурова и Анна Чистова, по совместительству ещё и жена Глеба. В качестве ответной родственной любезности братья записали музыку к показу коллекции Ани и Марины в рамках «Russian Fashion Week». «У них звучит готический, очень мрачный саундтрек, – рассказывал Анин муж. – Мы сделали семиминутный ремикс на собственную песню «Красная Шапочка», потому что показ и называется «Откровения Красной Шапочки», и имеет конкретно полуоборотнический, полусексуальный контекст. Там голые волки будут мыться в душе. У нас с Вадиком очень интересно получилось».
Семейная жизнь Глеба и Ани протекала не столь экстравагантно. Они так и жили на съёмной квартире. Тёща уговаривала зятя взять ипотеку и купить собственное жильё, но 35-летний Глеб отвечал: «Я человек старый, больной, я не знаю, сколько я проживу, зачем я буду тратить жизнь, чтобы покупать квартиру молодому талантливому дизайнеру?» Здоровье действительно давало поводы для подобных мыслей: «Я просыпаюсь утром, и, если у меня ничего не болит, я так счастлив!» Мама часто приезжала в Москву и жила у сына по нескольку месяцев, следя за его здоровьем. От наркотиков Глеб давно избавился, но возникли новые проблемы. «Он лечился в разных клиниках от алкоголизма, – рассказывает Елена Чистова. – Он искал частных докторов, и эти козлы высасывали из бедного Глеба деньги, которые он им радостно отдавал. Потом он понимал, что его обманывают, разочаровывался и снова решал, что бутылка – это лучшее средство. И сочинение стихов – это лучшее средство. Он бросался то в поэзию, то в Вертинского, то в войну с Вадиком, то в войну с квартирной хозяйкой. При этом он не был истеричкой и не лез в бутылку ради скандала. Когда Глеб находился в нормальном адекватном состоянии, он был тонким и глубоким человеком, а под действием таблеток он постоянно засыпал».
Котов вспоминает о чудесном периоде, когда Глеб закодировался: «Полгода он был прекрасен, а потом сказал: «Мне осталось потерпеть несколько дней, можно начать с пива». Я забеспокоился: «Нет-нет, не начинай, ты такой чудесный, когда не пьёшь». – «Не знаю, как со стороны, но когда я не пью, я всех готов убить. Я всех ненавижу. Я так долго не выживу. Поэтому мне надо пить». – «А когда ты пьёшь, все готовы прибить тебя». – «Каждый решает свою дилемму сам»».
Даже в периоды трезвости Глеб находил способы бороться со своим здоровьем: «Роль эмоциональной подзарядки у меня играет курево. Я поднимаюсь и сразу курю. Я вообще всё время курю, даже ночью. Ложусь в четвёртом часу утра, сплю часа три-четыре, потом просыпаюсь, курю, опять ложусь, сплю часа полтора, просыпаюсь, курю, и так до самого подъёма». Все свои дурные привычки Самойлов-младший считал неизбежным злом: «По большому счёту я ни о чём не жалею. Отрицательный опыт – это тоже опыт. Есть поступки, за которые стыдно, но стыд – это тоже полезные ощущения. Ещё бы здоровье сохранилось, но это уже издержки производства».