Выступление на III фестивале рок-клуба (Свердловск)
16 октября 1988 года, когда стало ясно, что “Наутилус Помпилиус” распадается, “Агата Кристи” очень сильно играла и закрепила свое лидирующее место среди всех свердловских групп. А случилось это на 3 рок-фестивале в Свердловске. Концерты шли три дня — в пятницу, субботу и воскресенье. Выступление ”Агаты Кристи” должно было состояться в воскресенье вместе с ”Кабинетом”. Все основные мероприятия, которые были до этого, включая концерт “Наутилуса”, прошли без особого энтузиазма. Народ очень хотел незабываемых эмоций, горел, но со сцены им не доставалось того, чего они ждали. Перед фестивалем группа, как всегда усилено тренировалась. И как обычно это бывает, предыдущее выступление задержали, и произошло смещение по времени. ”Агата” только вышла настраиваться, и сразу же ломанулся народ в зал. Звукорежиссер кое-как, матерясь, настроил звук. Группа выдержала это испытание, и публике был представлен альбом “Коварство и любовь“, без 2-3 песен. Музыканты на сцену вышли с ужасным настроением, страшно злые, но уже на 4 песне зал взорвался. Вадим носился по сцене, Глеб, словно, акробат крутился на стуле, вертя вокруг себя гитару. С этого концерта ”Агата Кристи” поставили в один ряд с такими группами, как “Урфин Джюс”, ”Кабинет”, ”Наутилус Помпилиус”, ”Чайф”.
Выход «Агаты» на сцену публика встретила громкими аплодисментами – это приободрило музыкантов, и они жахнули! Все 35 минут их выступления росли и драйв, лившийся со сцены, и восторг зала. Глеб, сидевший с басом на стуле, так крутился и размахивал ногами, что чуть не свалился. Вадик взмок в своём концертном фраке, гриме и клипсе. Пётр рубился за барабанами как сумасшедший, да ещё умудрялся выделывать элементы шоу при исполнении «Крыс в белых перчатках». Саша с непроницаемым лицом извлекал из клавиш сложные партии. Реакция публики показала, что за последний год коллектив успели полюбить, а многие песни из недавнего альбома – выучить наизусть. По словам Вадима, группа учла негативный опыт своих предыдущих концертов и постаралась не допустить на сцене ни одного промаха. Ей это удалось. Звучали не только песни из «Второго фронта», но и новые номера, например «Viva Kalman!» Просто так публика «Агату» не отпустила, заставив сыграть на бис «Чёрных волков», и ещё долго бушевала. Это был успех!
«Это было абсолютно феерическое появление. Они ворвались и взорвали зал, – вспоминает Владимир Шахрин. – Я увидел то, чего раньше никогда не видел. При внешней похожести на «Наутилус», при вокальной и музыкальной подаче в духе оперетты, при пост-панковском магнетизме – это была абсолютно самобытная группа, игравшая необычную рок-музыку. Они стали главным открытием того года и главной новой звездой».
Выступление «Агаты Кристи» не оставило равнодушных. В гримёрке на уставших ребят накинулись журналисты. Глеб объяснял, что игра в положении сидя – это просто такой имидж. («У меня через стул энергия в пол уходит».) Вадик отбивался от вопросов о подражании «Наутилусу». («Так уж получилось, что мы продолжаем традиции свердловского рока».) Рядом Макаревич говорил, что «Агата Кристи» – «это очень круто!», а Пантыкин вещал о главном открытии фестиваля. Ещё не остывшая группа поучаствовала в финальном джем-сейшне, исполнив «Пинкертона».
Потом группе вручили приз «За штурм и натиск», присужденный «АК» музыкантами – участниками фестиваля. «Мы собирались себя достойно показать, но к тому, что это вызовет такой фурор, готовы не были, – вспоминает Самойлов-старший. – От получившегося успеха и приёма мы тихо офигели. Но это была приятная неожиданность». Младший брат рассказывает о том вечере с улыбкой: «Все нас полюбили. Макаревич поздравлял, Бутусов поздравлял. В общем, всё замечательно было. У нас крылья выросли».
Макаревич и Кутиков во время концерта подпрыгивали на сиденьях и цензурно-нецензурно восторженно повторяли: «Это надо же!.. Ну, молодцы!…-Да тут никакая Москва рядом не ночевала!..» А часа через два на послефестивальном банкете в «Старой крепости» щедро делились своими восторгами (и полной сумкой «Стрелецкой») со всеми желающими и еще не пришедшими в себя от внезапно обрушившейся на них волны обожания соседями по столику — четверкой «Агата Кристи».
«Агата Кристи» блестяще дебютировала на фестивале, став лучшей по опросу музыкантов, – писала по итогам смотра-конкурса газета Свердловского рок-клуба «ПерекатиПоле». – Их мелодии крепко «цепляют», щедрое композиционное разнообразие не позволяет слушателю расслабиться, держит его в напряжении. Когда «АК» на сцене, энергия хлещет в зал под большим напором. Приятно ощущать эту молодую необузданную силу, это юношеское желание разом утвердить себя на вершине музыкального Олимпа – как будто популярность даст им новое качество!.. Непосредственность «АК» в их расчёте на успех у публики пока умиляет. Группа буквально на глазах энергично вырабатывает свой стиль, осваивая «наследие» Кинчева и Бутусова. Как и подобает молодым наследникам, они нетерпеливы и расточительны. Хотя милы и обаятельны…»
01. Инспектор По…
02. Кондуктор
03. Наша правда
04. Африканка
05. Герои
06. Танго с дельтапланом
07. Родной завод
08. Вива Кальман!
09. Пантера
10. Сытая свинья
11. Крысы в белых перчатках
12. Viva!
13. Чёрные волки
Сезон 1988–1989 лица музыкантов «Агаты» покрывал обильный грим. «Все тогда красились, – рассказывал Вадик. – Это была последняя волна психоделических восьмидесятых, которая очень повлияла на культуру во многих жанрах. Принято было тогда краситься. Был в этом этакий элемент театрика». Внешний вид музыкантов «Агаты Кристи» той поры часто сравнивали с обликом «Наутилуса Помпилиуса». Ничего удивительного, эскизы грима для обеих групп разрабатывала один и тот же модельер Татьяна Безматерных. Она научила, как красить, как накладывать грим, Таню Самойлову: «А вот Вадиков кок придумала я сама. Я никогда не держала ножниц в руках, но почему-то решила его подстричь, и получился вот этот знаменитый кок».
Лидер «Агаты» подводил под свой сценический облик теоретическую базу: «Моя бабушка в шоке от моих длинных волос и серьги в ухе, но я считаю, что внешний вид выполняет свою функцию на сцене – он «цепляет» зрителя. Это важно, потому что новичку с первого раза довольно трудно воспринять «Агату Кристи», её музыку. Но, «зацепившись», он, возможно, захочет глубже разобраться в том, что мы делаем».
Все концерты лета и начала осени 1988 года строились в основном на материале «Второго фронта». Почти никто не знал, что вне сцены группа активно работала над новыми песнями. Публике их пока не показывали: в Свердловске к тому времени уже сложилась традиция представлять новую программу на очередном фестивале рок-клуба.
Комментарии (1)
13 июля 2022 г. - 21:54
По словам Вадика Самойлова, группа учла негативный опыт своих предыдущих концертов и постаралась не допустить на сцене ни одного промаха. Ей это удалось. Как писала газета «ПерекатиПоле», «когда «АК» на сцене, энергия хлещет в зал под большим напором. Приятно ощущать эту молодую необузданную силу, это юношеское желание разом утвердить себя на вершине музыкального Олимпа».
Выступление «Агаты Кристи» не оставило равнодушных. Это был прорыв в другую возрастную и качественную категорию. Макаревич тут же заявил, что «Агата» ему очень понравилась. На следующий день группа получила предложение записать и выпустить пластинку. Фестиваль стал толчком к «сбыче» самых смелых «мечт».
Для молодой «Агаты Кристи» это был первый рок-клубовский фестиваль. Как ни странно, но опытный «Кабинет» тоже являлся в некотором роде дебютантом.