Первый большой тур «Агата Кристи»
В свой первый большой тур «Агата Кристи» отправилась в мае 1995 года. Брендированный автобус с музыкантами сопровождала фура со звуковой и световой техникой. Сквозь лобовое стекло именного «Мерседеса» вперёд смотрелось с оптимизмом. «Сейчас для нас тур – новая вещь, и нам очень интересно, – говорил Вадик. – Мы стараемся спокойно переносить невзгоды. Меня, например, очень радует, что у нас замечательная бригада техников, аппарат великолепный – круче нет пока в стране. И есть стойкое ощущение команды, которая едет с одним общим делом. Большая команда, 37 человек… В концертной версии «Опиума» мы используем секвенсоры и специальные звуки на барабанах – хотим достичь в «живом» исполнении той же пронзительности звучания, что и на альбоме».
К осуществлению этого желания «Агата Кристи» двигалась с напористостью танка. Зрители небольших городов России приходили в неистовство: они впервые видели концерты такого уровня. В любом Дворце культуры или Доме офицеров техники «Агаты» старались, чтобы звук и световое шоу были не хуже, чем в ГЦКЗ «Россия». С каждым выступлением группа играла программу всё увереннее, опытным путём расставляя акценты и ударные точки шоу. «Разница между тем, что ты делаешь на студии и на сцене, – очень большая, – говорит Котов. – Ты можешь идеально отрепетировать программу, но не получить на концерте сатисфакции. Очень много эмоций отнимает сам стресс нахождения на сцене. Хорошая форма набирается только концертными выступлениями. Тогда появляются опорные точки, важные для создания ощущения, причём то, что работает на альбоме, и то, что работает на концерте, – это разные моменты. Но в любом случае на сцене музыкант может реализовать только 60 процентов своих возможностей. Это западная статистика, выше поднимались только очень трудолюбивые гении». Со статистикой не поспоришь, но, судя по откликам на концерты лета 1995 года в разных российских городах, «Агате Кристи» удалось если и не покорить 60 %-ную планку, то вплотную к ней прижаться.
В дальние уголки необъятной России приходилось добираться авиатранспортом, причём нервы некоторых «агатовцев» страдали от частых и долгих перелётов. Как-то незадолго перед посадкой командир лайнера, оказавшийся большим поклонником «Агаты Кристи», пригласил музыкантов в кабину. Только Глеб с Андреем скрылись за шторкой салона, самолёт ухнул в воздушную яму. Козлов переменился в лице. Он сразу вспомнил аварию под Междуреченском, случившуюся из-за того, что пилот передал штурвал ребёнку, и решил, что командир-фанат дал порулить своим кумирам. Саша находился уже в предынфарктном состоянии, когда качка вдруг прекратилась и в салон вернулись его улыбавшиеся согруппники, даже не посягавшие на штурвал. Полёт закончился благополучно.
Каким бы транспортом «Агата Кристи» ни добиралась из города в город, её опережали слухи. Поклонницы в Иркутске до последнего момента не верили, что концерт состоится: все говорили, что машина с аппаратурой прямо по объездной дороге отправилась в Красноярск. По Волгограду накануне выступления прогромыхала телега, будто один из братьев находится при смерти, но на аншлаг слух не повлиял. При переезде из Эстонии в Псков «агатовский» автобус на полдня застрял на границе, и концерт задержали на два с лишним часа. Сотни поклонниц, толпившихся в фойе ДК, «точно знали», что случилось нечто страшное, но продолжали ждать – в кассу вернули всего три билета. Ожидание было вознаграждено: такого концерта Псков никогда не видел.
Накапливалась усталость, все города сливались в сплошную линию дорога-гостиница-журналисты-сцена-сон-дорога. «После этого пошли концерты, концерты, концерты, – вздыхал Козлов. – За эти полтора года ничего интересного, кроме того, что были в городе N, потом – в городе X, потом – в городе Y и так далее, какие-то там съёмки на всяческих передачах для поддержания тонуса…»
В дорогах «агатовцы» пытались анализировать обрушившуюся на них популярность, но тряска мешала осознать масштабы происходящего. «Когда пришла слава, мы её не узнали, – говорил Глеб. – «Опиум» – это была провокация, на которую общество купилось. Люди повелись на всё, что было в альбоме провокационного. Этого мы ожидали, но не ожидали, что шоу-бизнес так быстро нас ассимилирует и сделает частью себя. Мы оказались совершенно не готовы к системе гастролей, туров, режиму постоянного внимания, наблюдения за тобой…»
Действительно, где бы ни находилась «Агата», за каждым шагом её музыкантов пристально следили сотни глаз, в основном – девичьих. Поначалу то, что творилось вокруг концертов, не казалось проблемой. Ну, толпятся несколько часов несколько сотен девушек у служебного выхода, дожидаясь обожаемых артистов. Всё заканчивалось громким визгом и раздачей автографов. Ну, какой-то необилеченный фанат в Калининграде пролез в зал через крышу и, проломив фальш-потолок, свалился перед сценой точно под слова «Я упал, а ты – летишь». Последствия ограничились переломом ноги у безбилетника и ушибами у пары зрительниц. Всё это казалось даже забавным.
Сперва «агатовцы» удивлялись, что наибольший отклик их альбом с серьёзными текстами вызвал у девочек-подростков. Сильнее всех недоумевал Глеб: «К сожалению, большая часть наших поклонников – такие фанатеющие девочки, которые заметили в «Опиуме» принцесс, Штрауса и всё воздушно-замковое. Но совершенно не заметили нашей иронии и издевательства над самими собой. «Я крашу губы гуталином» – некоторые восприняли как руководство к действию. Они не поняли, что мы стебёмся над собой». Козлов предполагал, что «после ухода со сцены группы «Кино» и резкого падения популярности «Наутилуса» мы заняли пустующую нишу. Наша основная аудитория – это подростки, тинейджеры».
Ничего удивительного: на выездах «агатовцы» почти круглосуточно всей группой находились в ограниченном пространстве. «Мы дружно строились и шли обедать, вместе обедали, вечером так же строились и шли на ужин, вместе ужинали, – рассказывает постоянный техник группы Александр Таушканов. – Потом – концерт. Потом расходились по номерам поспать, утром все вместе – на самолёт. После гастролей приезжали домой – и всё равно все вместе в «Горках». Хочешь поужинать – спускаешься в ресторан, а там всё те же. Опять сидишь с ними же за одним столом. Передоз одного и того же общения. Нам стало понятно, почему каждый из музыкантов «Led Zeppelin» или «The Rolling Stones» летал на гастроли на отдельном самолёте». По словам Котова, подобный «передоз» иногда реально угрожал существованию коллектива: «На гастролях, когда не то что играешь вместе – живёшь вместе со всеми, часто бывает такое напряжение, что ещё слово, ещё жест – и всё. Всё рухнет. Группа распадётся. Я не знаю, как мы через это умудрялись проходить».