Трезвый взгляд или утраченные иллюзии — выступление Вадима Самойлова на фестивале «Старый Новый Рок», Екатеринбург, 17/08/2013
Когда «Агата Кристи» стала историей, в первый год привыкания к отсутствию части твоей жизни, часто раздавались вопросы: «а к кому из братьев на концерт вы пойдете?» Я всегда отвечала: «к обоим, вряд ли они рискнут в одном городе давать концерты в один день». Хотя если бы стоял выбор, то он для меня очевиден: пойду к Глебу.
17 августа стал днем, когда я поняла, что выбора у меня нет. Как когда-то давно не оставил такого выбора еще один мой земляк, после концерта «Нау-бум», чтобы не расстраиваться, я просто не посещаю мероприятий с участием В. Бутусова. Берегу память и хорошие воспоминания юности.
Я могу спустя три дня после посещения фестиваля «Старый Новый Рок» сформулировать свои мысли тремя фразами: «очень жаль», «я расстроена», и «недоумеваю»…
К слову говоря, сам фест мне понравился, последний раз я была на нем 13 января 2009 года, когда его закрывала «Агата Кристи». Тогда это было все очень здорово, но летние фестивали «не очень мой формат», но здесь было все драйвово, весело, не смотря на не совсем роковую публику, все-таки День Города. Но вряд ли я сподвигнулась на 4-х часовое стояние в толпе земляков, если бы не долго ожидаемый новый о Вадима Рудольфовича. Пока певица Пелагея своим зычным голосом и народным репертуаром веселила публику, я с удовольствием наблюдала за приготовлением к выступлению. Рома Баранюк расставляет барабаны, Александр Таушканов настраивает микрофоны, смотрю как ставят их много, интересно сколько солистов то? Потом вижу: вспомнили о гитарах, уже пора бы и начинать. Прибежал помогать настраивать сам Вадим Самойлов, не получается, видно же по тому как реагирует.
Спустя минут 15 это действо начало утомлять, и заунывные напевы Галины Босой не спасали ситуацию, было очевидно, что с гитарой Вадима «не порядок» и его не исправить мгновенно. Обстановка накалялась, но надо отдать должное публике, она терпеливо ждала. Хотя половина людей, явно не понимала, чего и кого ждем. Просто привычка, пришли , надо досмотреть до конца… И все эти задержки можно бы было не особо описывать, если бы сам сет из трех композиций оправдал хоть на долю ожидания…
Из приятного: было приятно слышать голос Вадима, просто потому что родной, было его самого приятно видеть близко и радоваться, что он в хорошей форме. Пожалуй это все.
Музыка. Ну понятно, что звука на фесте никто не ждет идеального. Сама музыка она однообразна и даже на мой слух не легла, не пробила, ухо улавливало что-то отдаленно похожее, но сама манера исполнения, подача абсолютно не трогали. В русском роке первичны слова. Они транслировались на экраны. Задумка очень хорошая, если бы не само содержание. Лучше бы я думала, что ослышалась, ну как новую песню слушаешь и не все отчетливо на слух понимаешь. Но тут вариантов не было: они КРУПНО были написаны, что исключало какое то другое трактование. Первая песня , ну думаю, ладно, поток сознания у человека, не хочет он, чтобы рифмовался припев, да и в куплете особо над благозвучностью окончаний не поработал… Ладно бы в угоду самому смыслу песни, ну согласно иногда надо, допускается, если это для четкости выражения мысли или так петь легче, но тут то и с исполнением трудности. Ну там такие переходы от куплета к припеву, что мне лично хотелось уши закрыть. Просто смотреть и не слышать как он это поет.
Вторая композиция была еще отчаянней. Я начала очень сомневаться, что если это написал Вадим, то тогда, песни «Эпилога» за его авторством точно «кто –то» стилизовал. Ну я иногда этим занимаюсь, читая потуги начинающих поэтов, если мне нравятся их мысли, я их стилизую, делая саму рифмованную речь благозвучнее, без особой потери смысла, типа развлечение такое, работа со словом… Ну потому что это невозможно осознать и принять, что один и тот же человек сочинил «Эпилог» («Небытие», «Пароль», «Алхимик», «Разные люди», «Сердцебиение») и эти вот тексты. Если он в разуме, то должен же видеть очевидное — неблагозвучие, в своих «новых творениях», тем более времени на написание этих глубоких и философских, наверное, по задумке автора , было предостаточно. Нет точности мыслей, образы не сформированы, про такое говорят «растекся мыслью» и сам в конце забыл о чем писал в начале…
Апофигеем всему была третья композиция, я не буду ее разбирать по ощущениям, во время исполнения я все думала когда же артист перестанет демонстрировать спину многотысячной толпе, но он пел, обращаясь к Баранюку и Босой всю песню. А после того как на средине песни вышел хор, как выяснилось из УргУ, у меня появилось стойкое ощущение, что я на проповеди в какой то протестантской церкви, и я не хочу к этому иметь отношения. Я просто ушла из первого ряда не дослушав до конца и отправилась любоваться салютом. У меня не было слов, чтобы выразить, то что я ощущала. И сейчас то особо нет. Такой вот поток сознания. Нет, может талантливая аранжировка и могла бы ее спасти, но не было музыки от Вадима, которую я привыкла любить. Я все понимаю, у человека могут быть разные с тобой мировосприятия, тебя может не задевать тема , которую затрагивает автор. Но первое впечатление, оно самое сильное: я помню, как услышала в начале 90-х «Истерику» и пропала. И стала слушать, все что создавали братья Самойловы. Слушаю я и сейчас. И имею право сказать: новый проект Вадима меня не поразил, не музыкой, не текстами. Я не сравниваю Вадима ни кем, даже с ним самим – другим, я просто говорю, что мне то, что я услышала сама не в интернете, а непосредственно на концерте стоя в первом ряду прямо напротив недавнего кумира. А он стоял ко мне спиной и еще к нескольким тысячам людей, завершая очень неплохой праздник, который в итоге оказался без завершения. Искусство должно трогать, будоражить, задевать, восхищать или нервировать, все что я услышала от Вадима — не про это. И мне от этого грустно.
Допускаю, что я еще не доросла до такого «просветления» и поэтому по привычке поеду 26 октября в Москву в «Известия Hall» на Глеба Самойлова.
Хорошо , что «лучшее, конечно, впереди…»