В Асбесте родился Александр Константинович Козлов
! Александр Константинович Козлов (25 сентября 1961, Асбест, Свердловская область — 1 марта 2001 года, Москва) — композитор, клавишник и главный хит-мейкер («Нисхождение», «Вольно», «Вечная любовь», «Сказочная тайга», «Гетеросексуалист», «Моряк», «Грязь», «Ковёр-вертолёт») группы «Агата Кристи». Именно с его легкой руки в начале 1987 года группа стала называться «Агатой Кристи».
Александр Козлов родился в небольшом индустриальном городе Асбест, достопримечательностью которого были несколько фабрик и огромный карьер размер которого превышает сам город. Саша был единственным и достаточно поздним ребёнком в семье. Мать (Зинаида Ивановна) — врач-пульмонолог, лечила больных легочного профиля, она была весьма популярным врачом, практически все начальство города и более-менее значимые люди как правило консультировались у нее, и, таким образом, она была неофициально одним из главных врачей города и всегда была очень уважаемым человеком. Отец (Константин Алексеевич) — инженер асбестовой промышленности по технике безопасности.
Как любой советский мальчишка Саша ходил в детский сад, после которого пошёл в школу, правда на год позже (по состоянию здоровья) нежели его сверстники. Учился Саша в общеобразовательной школе №1 им. Горького и всегда был в учениках, которых ставили в пример (не пил, не курил, на уроки не забивал). Вообщем хорошо учился и мечтал о карьере доктора. Как только Саша перешел в пятый класс родители отправили его учится игре на скрипке вечерами в музыкальной школе. Особенного желания к скрипке он не проявлял, но и не противился учебе. Особых успехов по классу скрипки Саша не сделал, хотя очень старался и без особого принуждения со стороны родителей играл все эти гаммы по полтора-два часа. А вот фортепиано любил и много на нем играл. Бывали моменты, когда Саша инсценировал уход в музыкальную школу, а сам заходил в ближайший ДК, оставляя скрипку у бабушки в надежном месте и эти два-три часа занимался чем-нибудь своим. И достаточно долго это оставалось нераскрытым, но как-то однажды преподаватель позвонил домой и поинтересовался, почему Саша не посещает занятия. Обучение в музыкальной школе Саша так и не закончил поскольку последний класс музыкальной школы пришелся на десятый общеобразовательной. И там, и там были серьезные выпускные экзамены. И Саша просто перестал ходить в музыкальную школу.
Где-то 13-14 лет, родители купили катушечный магнитофон «Комета» и Саша заинтересовался музыкой, стал собирать по друзьям различные пластинки советских вокально-инструментальных ансамблей. Зарубежные ВИА в эти годы Сашу не интересовали. Были популярны «Самоцветы», «Поющие гитары», «Голубые гитары», «Веселые ребята» — все эти вещи были в Сашиной фонотеке. Это продолжалось года два, любовь к зарубежной музыке Сашу накрыло через венгерскую музыку. Однажды знакомая его мамы из Воронежа привезла 5 дефицитных пластинок с венгерской музыкой. В этот момент Саша увидел огромную разницу между нашими ВИА и зарубежной музыкой. На пару лет Саша стал большим поклонником венгерской музыки: крутил их, подбирал мелодии. В большой коллекции Саши насчитывалось порядка 30-35 пластинок венгерской музыки. Но самые сильные первые впечатления от зарубежной музыки связаны у Козлова с расцветом диско. И две первые пластинки, по-настоящему западные, были «Bony M» и «ABBA». Эти группы произвели большое впечатление на юного Козлова, потому что даже по сравнению с венгерской музыкой это был не шаг вперед, а неизмеримое расстояние по качеству всего, что только можно ценить. Шведский музыкальный квартет «ABBA», существовавший в 1972—1982 был одной из любимейших коллективов Козлова на протяжении всей его жизни. Элементы любимой им электронной и популярная музыки Саша успешно применял в творчестве группы «Агата Кристи». Когда все вокруг повально слушали хард-рок Саша открывал для своих друзей музыку «новой волны»: «Spandau Ballet», «Duran Duran», «Alphaville», «Depeche Mode». Друзья считали Сашино увлечение «нью вейвом» чудачеством, но он был уверен, что именно это направление через пару лет взорвет весь мир. Каждое лето ездил к родным в Воронеж и привозил оттуда кучу советских и зарубежных пластинок. Старшеклассником Саша узнал о таком свердловском явление, как Шувакиш он же «туча». Купить, поменяться, взять за деньги на время редкую пластинку можно было только здесь. Саша стал регулярным посетителем «тучи» и чуть ли не каждую неделю мотался туда на электричке в поисках дефицитных пластинок. Это было место посреди леса, где можно было купить не только виниловые пластинки и кассеты, но и обычные товары б\у, джинсы, американскую жвачку, заграничные сигареты. И все это делалось из-под полы. С этого момента Саша в среде своих знакомых и друзей слыл меломаном и большим знатоком.
Козлов никогда не был любителем рок-музыки, но имел очень хорошие энциклопедические знания о ней. На вопрос: «Саш, а кто это поёт?» он моментально называл имена композитора/автора текста и исполнителя (хоть отечественных, хоть зарубежных – без разницы), название группы, имена всех её участников, год образования и распада, в какой альбом вошла, в каком году записана, на какой студии, кто был продюсером, кто еще играл в этой группе и в каком альбоме… а еще называл, кто и в каком году эту песню перепевал, в какие сборники она попадала. Помимо музыки у Александра, была еще одна страсть – кино. Подшивки «Советского экрана» занимали в его комнате не меньше места, чем музыкальные журналы, пластинки, катушки и кассеты. Соответственно, в отношении кино у него были такие же энциклопедические знания, как и в музыке – фильмы, артисты, режиссёры, операторы, студии и т.д.
С самого детства Александр Козлов дружил с Петром Маем и Вадимом Самойловым, с которыми учился в одной школе, с которыми проводил очень много времени во дворе, и пока родители раза три-четыре не позовут из окна или лично не выйдут на улицу, его было не загнать домой и до позднего вечера. Двор где жил Саша был совершенно не музыкальным, мало того, что никто сам там не пел и не играл на гитаре, даже музыкой никто не интересовался. Обсуждали вещи, которые к музыке отношения никакого не имели — хоккей, футбол и т.д. Однажды в школе он задался целью улучшить свой английский – для этого он стал переводить всё, что написано на конвертах и пластинках, даже мелким шрифтом вдоль окружности на пятаке. Через несколько месяцев он уже мог свободно читать тексты песен альбома и давать комментарии по поводу их поэзии и смысла и практически всё понимал, слушая песни – по крайней мере, понимал, о чём эта песня. После школы Александр совершенно осознанно поступил в медицинский институт в Свердловске с очень хорошей суммой баллов. Было большое желание лечить людей. Первые четыре года Саша ничем, кроме учебы вообще не занимался. Александр Козлов закончил лечебный факультет мединститута «Терапия и кардиология» с красным дипломом, после чего его отправили в клиническую ординатуру при городской больнице №7. Там он еще проучился два года, одновременно играя и выезжая с «Агатой Кристи» на различные фестивали и концерты. К его участию в группе в ординатуре относились достаточно хорошо, разрешая иной раз на два-три часа опоздать, но продлилось это не долго. Проблемы с работой у Саши возникли на пороге 1989 года, когда концерты и поездки начали быть слишком частыми. Работа действительно стала страдать и Саша выбрал музыку. Для его родителей это было большим шок. Они узнали не сразу — где-то через три-четыре месяца. Саша до последнего скрывал это от них. Родители восприняли это в штыки — сначала были скандалы… но, поскольку в те времена «Агата Кристи» была достаточно преуспевающей группой родители постепенно успокоились (те деньги, которые он зарабатывал в музыке, не шли ни в какое сравнение с тем, что он мог зарабатывать даже ассистентством). Так вот с 1989 года Саша работу (ординатуру) и бросил.
Саша умел невероятным образом концентрироваться в нужные моменты, что позволило ему, не обладающему виртуозной техникой владения клавишными инструментами (во время записи альбома «Декаданс» партию проигрыша в песне «Пулемет Максим» сыграл Вадим Самойлов, а на концертах в этом месте звучала скучная гитара), играть на концертах сложные партии двумя руками одновременно в разных ритмах — например, левой рукой играть партию электронного баса, а правой — контрапунктовую или солирующую партию органа.
Александр Козлов в «Агате Кристи» был самым чутким из всех в коллективе. Он всю жизнь был консультантом во всех психологических состояниях группы. Огромное количество раз вытаскивал Самойловых из депрессий. Он, всю свою недолгую жизнь болел за Вадима и Глеба. Испытание славой пройти без последствий удалось не всем. Застенчивый, интеллигентный Александр Козлов не стал исключением. В подмосковных Горках группу баловали различными увеселениями. Клавишник сначала находился вне всеобщей эйфории, хладнокровно продолжая заниматься своими проектами. Но терпения не хватило и у него. Козлов был одинок, закрыт – главным средством в борьбе с депрессией стал алкоголь.
За последние два года жизни Александр сильно пристрастился к спиртному. На концертах пребывал в тяжелом состоянии. Пагубная привычка не оставила следа от когда-то примерного эстета и интеллигента. Однако работа и гастроли продолжались. За месяц до смерти в самом начале работы над саундтреком к фильму Сергея Бодрова «Сёстры» Козлов прошел обследование в больнице. Осознание тяжёлой болезни ещё больше подорвало и без того шаткое душевное состояние музыканта. Однако эту информацию он решил скрыть от коллектива.
1 марта 2001 года Александр спешил в ресторан T.G.I. Friday’s (Тверская 18/2, станция метро Пушкинская) на встречу к друзьям, но сильно задержался в московских пробках. К полуночи музыкант добрался до места назначения, но друзья не дождались Александра и уехали. Козлов решил остаться и поужинать. Внезапно у него случился приступ. Персонал и вызванные медики не смогли помочь клавишнику «Агаты Кристи». На 39-ом году жизни Александр Козлов умер от атеросклероза сердца.
Глеб Самойлов о Александре Козлове:
«Когда Саша был в настроении – он был очень общительным, а если что-то складывалось не так – разговаривать с ним можно было даже не пытаться! Всё зависело от настроения: он мог быть либо очень весёлым и обаятельным, либо занудным»
«Иногда могли состояться и большие диалоги по душам. А вообще, Саша всегда был вежлив и приветлив, но вряд ли допускал кого-то в свой внутренний мир. И ещё, у него было качество, которое мне импонировало, некая «не взрослость». Если он делал что-то отрицательное или обижался – он совершал это без хитрого и злого умысла! Эти вещи происходили по-детски. За это качество я его любил, люблю и буду любить!».
Вадим Самойлов о Александре Козлове:
«Мне нравились в нём интеллигентность, коммуникабельность, компромиссность… И бескомпромиссность, как это не странно!».
Андрей Котов о Александре Козлове:
«Мы старались не лезть ему в душу, тем более он не приветствовал откровенных разговоров. Помню, в 1989 году у нас было два концерта в Екатеринбурге, и он не пришел. Отыграли без клавишных. Позже узнали, что Саша лежит в больнице, плохо с сердцем. Никто тогда не придал серьезного значения болезни, все были заняты собой, а у Саши со временем стал развиваться атеросклероз».
Александра похоронили на кладбище родного Асбеста. Очевидцы вспоминали день церемонии прощания с музыкантом как «самые странные похороны». Многолюдная толпа живо обсуждали потерю для кого-то лучшего друга или щедрого продюсера. Из группы один лишь Глеб Самойлов проронил единственную фразу: «Саша свят, Саша светел…». Позднее Самойлов-младший признался, что смерть Козлова была его первым серьёзным душевным потрясением. Спустя каких-то два года ушли друг за другом отец и мать Саши.
В Свердловске родился Андрей Николаевич Котов