Знакомство на одной из творческих мастерских с барабанщиком Альбертом Потапкиным
4 ноября группа познакомилась с Аликом Потапкиным. Несмотря на юный возраст, 18-летнего барабанщика знали все музыканты Свердловска, причём не только рокеры. Алик был вундеркиндом: вот уже 4 года студент музучилища задавал ритм джазовым оркестрам и ресторанным ансамблям столицы Среднего Урала. В свободное от учёбы и работы время он играл в составе рок-группы «Флаг». На I фестивале рок-клуба «Флаг» оскандалился, подняв во время своего выступления «пробитое пулями» красное знамя. Ответственные товарищи сочли эту выходку антисоветской, и «Флагу» на полгода запретили выступать. Таким образом, у Алика Потапкина появилось свободное время: «Пантыкин спросил, не могу ли я помочь талантливым ребятам, у которых заминка с барабанщиком. Я согласился. В рок-клубе встретились с Вадиком и Сашей. Познакомились. Через пару дней на базе в корпусе радиофака я послушал их песни и сказал: «Мне нравится. Я хочу это играть». Все заулыбались, и мы приступили к репетициям». Вместе с Потапкиным приходил на радиофак его лучший друг и однокурсник клавишник «Флага» Лёва Шутылев. Особых обязанностей в «РТФ» у него не было, он просто помогал поддерживать в радиорубке дружескую атмосферу.
В 1986 году начали проходить первые рок-фестивали и так называемые «творческие мастерские», на которых новые группы принимали в рок-клуб. Выходишь, показываешь программу из песен
собственного сочинения и жюри, в составе которого сидели не престарелые бойцы идеологического фронта, а свои же братья-музыканты, уже являющиеся членами рок-клуба, определяли – принимать
тебя в рок-клуб или стоит еще поработать, чтобы быть достойным высокого звания «член свердловского рок-клуба». Это давало молодой группе возможность участвовать в фестивалях и
других мероприятиях других рок-клубов по всей стране. Да и вообще в самом рок-клубе было очень интересно – постоянно проходили мероприятия, приезжали интересные люди и группы, да и просто
можно было прийти и пообщаться с единомышленниками.
Так на одной из творческих мастерских Саша и Вадик познакомились с барабанщиком Аликом. Он играл в одной из групп (Флаг), исполняющий тяжёлый рок и был не слишком доволен такой участью – душа его стремилась к более мелодичной и современной по звучанию музыке. Алик с удовольствием послушал записи магнитоальбомов молодой группы и дал согласие поучаствовать в её концерте на творческой мастерской рок-клуба.
А в это время друзья уже записывали третий магнитоальбом «Свет» — технология звукозаписи уже была отработана при записи предыдущего альбома, но в партии барабанов внесли ряд усовершенствований по предложению Алика. Также в записи альбома принял участие друг Алика Алексей, который уже играл в стремительно набирающей обороты популярности группе «Наутилус-
Помпилиус» на саксофоне и клавишных инструментах. Следует отметить, что в первых работах группы наблюдалась некоторая преемственность с ранее записанным материалом – так в «Голос» вошли некоторые композиции из «Если» (в другом звучании, конечно), а в «Свет» — некоторые песни из «Голоса». Но поскольку магнитоальбомы были пока «лабораторными работами» по поиску
стилистики группы и её репертуара, то никто над этим не заморачивался.
P.S.
Отечественной многоканальной звукозаписывающей техники тогда просто не существовало, а импортные многодорожечные магнитофоны были только на студиях фирмы «Мелодия». Поэтому,
например, звукооператор свердловской группы «Трек» Александр по прозвищу «Полковник» вынужден был создать 4-дорожечный студийный магнитофон из неплохого по характеристикам, но
всё-таки неприспособленного для этого 2-дорожечного стереомагнитофона «Тембр-2». Но, как на беду, не было на радиофаке ни одного такого магнитофона, были только обычные бытовые
катушечные магнитофоны. Если при записи альбома «Если» одновременно во время первого дубля записывались все барабаны, бас, рифовая гитара и основные клавишные партии, а за второй дубль –
соло-гитара, вокал и клавишные соло и получившаяся запись и была конечной – так тогда записывались многие самодеятельные группы, то запись «Голоса» была сверхуникальной.
Сначала надо было записать синтезированные на «Поливоксе» электронные барабаны, но синтезатор был один и одноголосым, т.е. за один дубль нужно было сыграть только один барабан
(начинали традиционно с «бочки»), но на всю песню сразу! То есть сначала надо было полностью в нотах расписать, где в каком такте и что этот единственный барабан будет играть. Ситуация
осложнялась тем, что партии барабанов у группы никогда не были упрощёнными (так уж с Пети повелось), поэтому надо было очень точно придумать и сыграть всю дорожку с учетом брэйков, перебивок, смен ритма и т.д. Единственная ошибочка в треке – и надо было переписывать весь трек! Потом синтезатор перенастраивался на звучание другого барабана, например «рабочего», включался на воспроизведение магнитофон с записью трека бочки и наигрывался полностью второй барабан – уже два барабана вместе записывались на второй магнитофон. И так до тех пор, пока все барабаны и тарелки не будут записаны. Потом на барабаны накладывались бас-гитара, гитара, клавиши и вокал. Поэтому конечная запись получалась путём многократных перезаписей с магнитофона на магнитофон. В процессе записи была сделана ещё одна попытка ввести в состав группы вокалиста – Саша привёл своего институтского друга Александра (с его именем нам будет проще, т.к. его всегда
звали «Иваном» за созвучие его фамилии, а поскольку Александров в те времена было много и в школе, и в институте, и в стройотряде – и чтобы сразу откликался тот, кто нужно, им давали клички). Так вот, Иван обладал оригинальным тембром голоса, был толковым музыкантом, да и вообще просто хорошим другом. Вместе с Вадиком они спели несколько песен в альбоме, например заглавную композицию «Голос». Так незаметно пролетели два года – Саша уже закончил интернатуру и работал в больнице врачом и на своей учебной кафедре ассистентом. Вадик и Бобёр закончили радиофак – Вадим остался инженером на своей родной кафедре, а Бобёр работал на военном радиозаводе. А в стране уже потихоньку начались заметные перемены – в Свердловске, следом за Москвой и Питером, открылся рок-клуб.